Многие знакомы с творчеством группы Queen и многие знают ее историю. После "распада" группы в связи со смертью Меркьюри каждый занялся сольной карьерой. Но немногие знают, что гитарист группы Брайан Мэй всегда был в душе не только музыкантом, но и астрономом. И вот, после Queen, он вернулся в науку, которую когда-то много лет назад оставил ради группы.

Астрономический путь Брайана Мэя от начала и до наших дней

Брайан Мэй родился 19 июля 1947 года в городе Гэмптон графства Мидлэсекс. Детство он провел в коттедже в Фелтхэме. С раннего возраста у Брайана проявился интерес к музыке и астрономии: "Я был увлечен музыкой и астрономией, и когда мне было 7 лет, и сейчас, когда мне 59. Мой папа и я сконструировали вместе гитару, и тогда же мы сделали наш собственный телескоп". В 1957 году выходит телевизионная документальная астрономическая программа "Ночное небо"(1), ведущий которой — Патрик Мур. С первой серии Брайан старался не пропускать ни одной программы. Спустя несколько десятилетий Брайан и сэр Патрик станут коллегами и хорошими друзьями.
Получив хорошие оценки по физике, алгебре, общей и прикладной математике в школе, и выиграв открытый конкурс по физике в Лондонском Имперском колледже, Брайан Мэй в возрасте 18 лет отправился в колледж изучать физику и математику. Преподаватели колледжа пророчили Брайану большое будущее в науке. Они и предположить тогда не могли, что Мэй станет рок-звездой.
В 1968 году Брайан получил степень бакалавра наук. С 1970 по 1974 год он учился в Имперском колледже (Imperial College London) на соискание ученой степени PhD(2), изучая отраженный свет от межпланетной пыли и скорость пыли в плоскости Солнечной системы. Брайан провел много времени на острове Тенерифе (Испания), ведя наблюдения в обсерватории Тейде. Также Мэй стал соавтором двух научных статей, опубликованных в журналах Nature и Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. К слову, Nature и Monthly Notices of the Royal Astronomical Society -- престижнейшие научные журналы. Особенно журнал Nature. И тогда, и сейчас для молодого ученого публикация в этом журнале — большое достижение. Но, не смотря на успехи в науке, Брайан все же больше тянулся к музыке. По признанию одного из студентов, проводивших исследования вместе с Брайаном на Тенерифе, после окончания рабочего дня он всегда брался за акустическую гитару, истязая её своими безумными риффами. Позже Брайан вспоминал: "Я был весь в написании диссертации о межзвездной пыли и параллельно играл в группе — я обнаружил, что музыка постепенно захватывает мою жизнь".
Мэй одновременно пытался закончить диссертацию, преподавать в колледже и репетировать с Queen. Работая в таком темпе почти 24 часа в сутки, Брайан понял, что так больше продолжаться не может, и что настал момент сделать выбор... Он бросил науку ради рока, и это решение вызвало серьезный скандал в семье. "Мой отец всегда мечтал, чтобы у меня была престижная, респектабельная работа. Чтобы для своей семьи я смог сделать то, чего он не смог сделать для своей. Мое решение он расценил как конечную форму богохульства. Это было худшее, что он мог представить. Мы не разговаривали почти полтора года. Но когда родители посетили наш первый концерт в Нью-Йорке на Мэдисон-сквер-гарден, он сказал: " Теперь я тебя понимаю".
Значительно позже, в 90-х годах, Брайан Мэй в интервью, отвечая на вопросы о том времени, когда приходилось выбирать, признался, что не был достаточно дисциплинированным и "пока все остальные делали расчеты, глядел в небо на звезды и думал "Вау!"". Ему нравилось преподавать, но он делал это лишь потому, что нужны были деньги. Астрономия была его внутренней страстью и оставалась таковой на протяжение всего времени, пока он всецело отдавался Queen. "От астрономии гораздо больше удовольствие, когда вы не астроном...".
Брайан старался следить за развитием науки, выписывал астрономические журналы и построил небольшую обсерваторию на заднем дворе своего дома в западном Лондоне. В 1997 году Мэй ездил в Монголию для наблюдения полного солнечного затмения. В 2006 Мэй вернулся к исследованиям, чтобы закончить свою докторскую диссертацию: "К счастью для меня "Зодиакальный свет" стал, своего рода, снова актуальным, так как мы находим зодиакальные облака вокруг других звезд". Спустя более 30 лет, в августе 2007 года, Брайан Мэй представил свой тезис для получения степени PhD "Обзор лучевых скоростей в зодиакальном пылевом облаке" («A Survey of Radial Velocities in the Zodiacal Dust Cloud»)и в сентябре успешно защитил диссертацию. Церемония награждения состоялась 14 мая 2008 года. С апреля 2008 года по март 2013 года занимал должность ректора Ливерпульского университета имени Джона Мура (Liverpool John Moores Uneversity). В соавторстве с сэром Патриком Муром и Крисом Линтоттом написал две книги: "Большой взрыв! Полная история Вселенной" (опубликована в 2006 году) и "Космический турист" (опубликована в 2012 году, на русском языке пока не издавалась). Награжден почетной степенью доктора наук в университете Хертфордшира (The Universiy of Hertfordshire). Астероид 52665 Brianmay(3) был назван в честь Брайана Мэя 18 июня 2008 года по предложению сэра Патрика Мура.

«Большой взрыв! Полная история Вселенной»

«Так, верим ли мы в Большой взрыв? Пока у теории Большого взрыва конкурентов нет. Но в любой момент новое открытие может выявить роковой недостаток теории. Пока новый Ньютон или Эйнштейн не предложит что-либо лучше, нам остается жить с Большим взрывом.»

В 2006 году в свет вышла книга Брайана Мэя в соавторстве с Патриком Муром и Крисом Линтоттом «Большой взрыв! Полная история Вселенной». Это иллюстрированная научно-популярная книга об истории Вселенной от начала и до наших дней, а также рассуждения о ее возможной дальнейшей судьбе. Книга возникла как результат дружбы Брайана Мэя с Патриком Муром. Первая их встреча состоялась, когда Мэй выступал с докладом в Имперском колледже: "Я впервые встретился с ним, когда учился в Лондонском Имперском колледже. Он пришел, чтобы увидеться с одним из моих учителей, а так как он был очень важным человеком, а я — нет, большого контакта между нами не было. Когда мы снова встретились через знакомых в 1996 году, мы нашли общий язык. Он говорил со мной об астрономии так, словно я профессионал. И я подумал: "Держись, я всего лишь любитель", но это не имело никакого значения для него — мы говорили на одном языке."
Отчасти вдохновением для написания этой книги послужила книга Стивена Хокинга "Краткая история времени".
"Нашей целью при написании книги было изложить легкую для чтения хронологию формирования Вселенной."
Идея создания книги принадлежит Патрику Муру, и он уговорил Мэя принять участие в проекте: "Я не отнесся к этому очень серьезно, потому что я не думал, что был достаточно хорошо квалифицированным. Но Патрик настоял, и это было замечательное путешествие. Я очень рад, что согласился. Я почувствовал свою значимость. Мы стали отличной командой и мы надеемся, что будем вдохновлять новое поколение так же, как Патрик Мур вдохновил нас."

Предисловие к книге:
«Ни один из нас не обсуждал бы здесь Большой взрыв, если бы не восклицание одного астронома, который считал эту идею смешной.
С конца 1940-х выдающийся британский астроном Фред Хойл был рьяным защитником так называемой гипотезы стационарного состояния, предложенной первоначально Германом Бонди и Томасом Голдом. По философским причинам Хойл был приверженцем этой идеи, согласно которой Вселенная не должна изменяться со временем. Он и другие ученые отмечали, что все составные части Вселенной разбегаются друг от друга. Это открытие сделал Эдвин Хаббл в 1920-х. И чтобы все выглядело неизменным, теоретики стационарного состояния сделали вывод, что новая материя должна постоянно появляться повсюду, чтобы восполнить потерю (концепция, получившая название «непрерывное творение»), так что в итоге вселенная осталась бы, по существу, неизменной навсегда. Между тем украинский космолог Джордж Гамов пытался доказать, что вселенная, напротив, должна была появиться в какой-либо момент и что она никогда не была в устойчивом состоянии.
В 1949 Хойл утверждал, что современные данные наблюдений противоречат теориям, согласно которым вся материя была создана «одним большим взрывом». При этом он, сам того не желая, придумал название, которое впредь будет всегда использоваться при описании теории, на борьбу с которой он потратил остаток своей жизни.
В 50-х — начале 60-х между этими двумя теориями бушевало сражение, но постепенно начали накапливаться доказательства в пользу первоначального взрыва, который Хаббл находил столь неприятным. Пензиас и Уилсон (сначала непреднамеренно) обнаружили микроволновое реликтовое излучение – фактически эхо Большого взрыва, отражающегося через все мироздание, миллиарды лет спустя...
Теория Большого взрыва (или, точнее, собрание теорий) – это всего лишь теория, виртуальная модель, построенная для того, чтобы соответствовать доступным данным, наблюдая и измеряя Вселенную, в которой мы живем. В астрономии модели приходят и уходят. Еще не все данные собраны, поэтому мы очень удивимся, если через несколько лет нашу книгу не нужно будет существенно переписывать. Но история, рассказанная нами на этих страницах, представляет собой то, что, по мнению большинства астрономов, сегодня, считается хорошей моделью.
Наша цель – рассказать главную историю, историю развития самой Вселенной в том порядке, в котором это происходило, поэтому мы решили не включать исторические экскурсы в основной текст, а помещать их в другие отступления на «серой плашке» – такое название мы дали этим вставкам. Если вы хотите прочувствовать историю Вселенной без перерывов, смело пропускайте материал на сером фоне; оставьте его на потом. Имейте в виду, что наша главная история начинается в главе 1. Каждая последующая глава описывает события какого-либо периода времени, до сегодняшнего дня и дальше, постепенно забираясь в самые дальние пределы обозримого и все же почти невообразимо отдаленного будущего (...)
Открытия, которые мы описываем здесь, были сделаны некоторыми замечательными пионерами в астрономии и науке (...); в конце концов, все мы начинали, пристально глядя на ночное небо и задаваясь вопросом, что все это такое.»

эпилог

Великие астрономы помимо самой астрономии имели и другие увлечения, творческого характера. Например, Эйнштей любил играть на скрипке, Патрик Мур -- на фортепиано и ксилофоне, Ульям Гершель был композитором, а Фред Хойл писал научно-фантастические романы. Автор статьи долгое время провел в научно-астрономической среде и обратил внимание, что многие в свободное от науки время занимаются творчеством: музицируют, пишут стихи, сочиняют. Случайно ли это? Я думаю, что нет. Астроном, будь то профессионал, ученый или просто любитель, смотрящий в телескоп на заднем дворе, в первую очередь мечтатель. Он видит этот мир иначе, он осознает его масштабность, красоту, загадочность. Именно такие люди обладают огромным творческим потенциалом, который требует реализации. Астрономия -- это не только наука, это состояние души и страсть. Взглянув однажды ночью на звезды, почувствовав далекие прекрасные миры, невольно подумается: "Вау!". И испытав это хотя бы раз, навсегда становишься пленником звезд. Что и произошло с Брайаном Мэем много лет назад, когда он еще был ребенком.


Olga North

(1)«Ночное время»
"Ночное небо" — ежемесячная документальная телевизионная программа по астрономии производства ВВС. Первая трансляция программы состоялась 24 апреля 1957 года. С первой серии и до 7 января 2013 года ведущим программы был сэр Патрик Мур.
Программа охватывает широкий спектр направлений (разделов) в астрономии: звездная эволюция, радиоастрономия, искусственные спутники, черные дыры, нейтронные звезды, планетарные туманности, галактики и многое другое. Также в программе показывают, что происходит в ночном небе в момент эфира, особенно такие яркие явления как пролёт кометы или метеоритный дождь.
На протяжении многих лет в программе принимали участие многие ведущие астрономы мира (такие как Карл Саган, Фред Хойл), а также известные астронавты (среди которых был и Нил Армстронг). Время от времени в программе принимал участие и Брайан Мэй.

Патрик Мур (04.03.1923 — 09.12.2012) — сэр, кавалер ордена Британской империи 2-й степени, академик, член Королевского астрономического общества. Сэр Патрик всю жизнь занимался изучением Луны, открыл многие её свойства, особенно труднодоступные для наблюдения лимбы. Он один из наиболее выдающихся интерпретаторов современной астрономии. Автор сотен книг по астрономии и космическим исследованиям, читал лекции по всему миру.

(2)PhD (Philosophi? Doctor — Доктор философии) — ученая степень, присуждаемая почти во всех научных областях. Квалификационной работой соискателя степени является докторская диссертация.
(3) — данные астероида 52665 Brianmay
Ниже приведены абстракты к научным статьям в журналах «Nature» и «Monthly Notices of the Royal Astronomical Society» , соавтором которых является Брайан Мэй:
Title: MgI Emission in the Night Sky Spectrum
Authors: Hicks, T. R.; May, B. H.; Reay, N. K.
Publication: Nature, Volume 240, Issue 5381, pp. 401-402 (1972).
Publication Date: 12/1972
Abstract
DURING September, October 1971 and April 1972 we observed a narrow region of the night sky spectrum in the vicinity of the 5183.62 A MgI wavelength. Measurements were made with a scanning Fabry-Perot interferometer1,2 from the observatory at Izana on Tenerife, Canary Islands, and consisted of spectral scans of up to 4 A wide centred on the MgI wavelength. In all, some 350 spectra were obtained. Because the primary aim of the experiment was to study the zodiacal light, all spectra were recorded between evening and morning twilights, and most in the ecliptic plane. None was recorded during twilight.
Mon. Not. R. astr. Soc. (1974), Vol 166, 439-448.
AN INVESTIGATION OF THE MOTION OF ZODIACAL DUST PARTICLES -- 1
Radial Velocity Measurements on Fraunhofer Line Profiles
Hicks, T. R.; May, B. H.; Reay, N. K.
(Communicated by J. Ring)
(Received 1973 August 3)
SUMMARY
An experiment to record the spectrum of the Zodiacal Light in the neighbourhood of the MgI absorption line (5183.6 A) is described. Measurements were made of the Doppler shift imposed on the absorption line by the motion of the interplanetary dust particles. Observations were concentrated on the ecliptic plane, spectra being obtained at lower elongation angles from the Sun than previously achieved, and also over the entire range of high elongations including the Gegenschein.
The reduction methods applied to the data are described and compared, and the new results are presented.

Используемые источники:
Wikipedia (английская и российская версии);
Лора Джексон -- "Queen: We are the Champions (The Definitive Biography)";
-- Brian May's official homepage
-- Brian May's astronomy book
-- Brian May's PhD thesis

Интервью с Брайаном Мэйем:

09-27-1975_-_Sounds
07-06-1976_-_Circus_Magazine
02-28-1977_-_Circus_Magazine
03-01-1991_-_VOX_Magazine
06-03-1998_-_Times_Newspaper
06-04-1998_-_Musica_Magazine_Italy
06-XX-1998_-_Musikexpress
08-26-1998_-_Daily_Live_with_Paul_Ross
XX-XX-1998_-_Spanish_Radio
XX-XX-1998_-_Unpublished_Interview
04-26-2002_-_Sx2_Magazine
05-05-2002_-_Sunday_Times
09-15-2002_-_BBC_Radio_4
12-04-2004_-_Radio_Times
10-19-2006_-_The_Guardian
11-18-2006_-_Daily_Mail
01-XX-2008_-_Guitar_Player



(c) Сага о Металле