Интервью с Валерием Кипеловым

фото

Валерий Кипелов – известный российский рок-вокалист. Первый вокалист группы "Ария" (с 1985 по 2002 годы). С 2002 года возглавляет собственную группу "Кипелов".

Выражаем благодарность Евгению Одинцову за организацию интервью.
С Валерием беседует основатель проекта "Сага о металле" Ольга ‘Alexandros’ Дорофеева.

«Сага о Металле»: Наш портал - музыкально-культурологический: вопросы будут не только о новых композициях, а скорее о тематике песен и культуре.
У вас есть вещь "Сальери и его отражение " - почему была взята трактовка А.С. Пушкина, а не жизненная ситуация, какая была, по мнению историков?


Валерий Кипелов: Есть замечательный фильм Милоша Формана "Amadeus" (примечание портала: "Амадей" (рус.), "Amadeus " (англ.) 1984 - кинофильм, снятый по сценарию Питера Шеффера на основе одноимённой пьесы). Мы объединили "Маленькие трагедии" Пушкина и фильм "Amadeus". Это более закрученный сюжет: в этой трактовке есть драма Сальери.

Сага:

Антонио Сальери

Антонио Сальери, портрет работы
Ф. Реберга, 1821 год
В реальной истории Сальери такой драмы не было.
(примечание портала: Сюжет пьесы и фильма вымышленный: образ Сальери, созданный Шеффером и Форманом, не имеет ничего общего с реальной личностью композитора. Исторически Антонио Сальери в своё время был гораздо более известен, чем Моцарт, и пользовался заслуженным уважением со стороны коллег, в том числе и Моцарта. Ученики Сальери - Бетховен и Шуберт, посвящали ему свои сочинения. В течение 35 лет (за это время успело смениться три императора) Сальери занимал в Вене высший музыкальный пост, имел немало завистников (на его пост — придворного капельмейстера — безуспешно претендовал и Моцарт).)
С лёгкого пера А.С. Пушкина сплетня, сочинённая недоброжелателями, превратилась в легенду. Сальери стал восприниматься как негодяй и интриган. Его вина никогда не была доказана, и слух о том, будто на смертном одре он сам сознался в убийстве Моцарта, не был подтверждён.


Валерий Кипелов: Настоящей драмы в жизни не было, возможно, что это придуманный сюжет. Но нам это было интересно, поскольку таких похожих эпизодов было много: великих и травили, и стреляли. Может быть, если бы Сальери в таком контексте не вспомнили, его и забыли бы со временем. Хотя говорят, что он, в свое время, был очень популярным композитором. Мало кто его сейчас вспоминает в связи с его произведениями.

Сага: В России его произведения действительно редко вспоминают. Несколько иная ситуация в других странах: после того, как английский театр представил в Италии пьесу Шеффера, вызвавшую негодование у соотечественников композитора, Миланская консерватория инициировала процесс над Антонио Сальери — по обвинению в убийстве Вольфганга Амадея Моцарта. В мае 1997 года суд, заседавший в главном зале миланского Дворца юстиции, заслушав свидетелей обвинения и защиты (исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также врачей), вынес композитору оправдательный приговор: не убивал.
Получается что Сальери в песне – образ собирательный?


Валерий: Да, конечно. Образ Сальери был интересен, как и образы других людей, которые прославились тем, что как-то повлияли на судьбу известного человека, как, например, убийца Джона Леннона.

Сага: Биография Сальери совсем не такая, чтобы предполагать образ убийцы. Сальери, уже после смерти Вольфганга Амадея, был одним из учителей младшего сына Моцарта - Франца Ксавьера Вольфганга. Что делает еще более невероятной историю, увековеченную А.С. Пушкиным.

Валерий: Да. Мы с Пушкиной (примечание портала: Маргарита Пушкина – поэт, автор текстов группы "Кипелов", большинства хитов группы "Ария", группы "Мастер", собственного проекта "Margenta" и песен многих других коллективов) изучали эту историю.
Много было версий. Была предложена тема А.С. Пушкина, он опять-таки классик. Поэтому и заинтересовались этой темой. Поскольку здесь есть конфликт определенный.

Сага: Ты считаешь, что когда Пушкин писал свои "Маленькие трагедии", он был прав в такой подаче? Искусство важнее истины?

Валерий: Я думаю, что да. Потом, если взять того же самого Дантеса (примечание портала: рус. Жорж Шарль де Геккерн Дантес, фр. Georges Charles de Heeckeren d'Anthes - офицер, политик, сенатор Франции), который застрелил Пушкина, кто бы знал про этого Дантеса? Если бы не случилось этой трагической истории с А.С.Пушкиным. Опять же, здесь можно параллель провести определенную. Мы же не рассказываем какую-то историческую хронологию. Нам важен образ. Сама трагедия важна. Сам процесс. Была это правда или неправда… Поэтому и песня изложена как в "Amadeus" от первого лица, от лица самого Сальери, как он на эту тему сам рассуждает. Что его побудило. Это отражение появляющееся - его антипод.

Сага: Такое могло быть и в последний год жизни.

Валерий: Вполне, конечно.

Сага: Состояние его здоровья было таким, что родных к нему не пускали. Всё могло быть.

Валерий: Может это просто бред его определенный, связанный с болезнью. Такая история имеет место. Поэтому нам было это интересно.

Сага: О других трагедиях. Некоторое время назад у вас вышел клип на песню "Непокоренный".

Валерий: Это сложно назвать трагедией. Если бы это плохо закончилось: Ленинград блокадный пал, сдали бы его – это была бы трагедия. То, что погибло большое количество мирных жителей. Огромные жертвы были принесены. Я не считаю, что это трагедия в полном смысле слова. Финал светлый был: блокаду сняли, жители выдержали. Не все, конечно, много погибло. Но мне важен финал, важен результат этого противостояния.

Сага: Не страшно было брать такую тематику?

Валерий: Нет, абсолютно нет. Во-первых, изначально скажу, что не было желания никому понравиться, в том плане, что это не какой-то конъюнктурный ход (в год 70-летия Победы). У меня есть веские на то основания: оба деда мои погибли во время войны. Один погиб под Москвой в 1941-ом, пропал без вести, но погиб, были свидетели. И фото у меня его осталось, я могу посмотреть, как выглядел мой дед.
А вот второй мой дед, Кипелов Семен Петрович, погиб в 1943 году. Причем погиб он под Великим Новгородом на Волховском фронте. Поэтому для меня это близкая тема.
К сожалению, не сохранилось ни одной его фотографии. Родственники умерли, сгорел архив. Фотографии его нет. Но благодаря друзьям-поисковикам я узнал, что он захоронен в братской могиле под Великим Новгородом, там город небольшой Боровичи, и там выбита фамилия его на обелиске. Мне эта тема близка. Это посвящение памяти обоим погибшим дедам, и не только им, но и другим людям, которые погибли тогда. Так что тему выбрал я неспроста.
В прессе, на "Дожде" (примечание портала: российский круглосуточный информационный телеканал и одноимённый медиа-холдинг) начали поднимать провокационные рассуждения: "А не проще было бы сдать? Как в своем время Франция капитулировала. Не было таких разрушений, не было такой массовой гибели мирных жителей".
Это меня дико возмутило. Потому что я считаю, что это плевок в могилы наших предков! И конкретно моих дедов, которые сложили свои головы. Поэтому захотелось как-то отреагировать и ответить. Никого не осуждали, просто изложили своё видение, как мы видим всю историю.

Сага: С точки зрения ребенка, который рос и на песнях военных лет, мне понравилась песня.

Валерий: Не скрываю, я тоже рос на военных песнях, слушал ансамбль имени А.В.Александрова, слушал народные песни, Лидию Русланову, С.Я. Лемешева (примечание портала: оперный певец) и многих других. Мне всё это близко. Потом, на самом деле, мне давно эту тему хотелось воплотить. Спонтанно всё произошло, причем песня была написана против всяких наших правил.

Сага: Сначала был текст Маргариты Анатольевны Пушкиной?

Валерий: Сначала я много смотрел о Питере. Мы с ней посмотрели много фильмов. Мне очень нравится старый фильм "Балтийское небо" (примечание портала: двухсерийный художественный фильм, снятый в 1960 году режиссёром Владимиром Венгеровым по одноименному произведению Николая Чуковского), там в главной роли Пётр Глебов, играют замечательные актеры: Михаил Ульянов, Ролан Быков, Олег Борисов. Потрясающе! Там молодая Людмила Гурченко. Старый замечательный фильм! Слезы наворачиваются. Я люблю наши советские фильмы – они настоящие. Кто-то их считает примитивными, а я считаю, что они были настоящими.
Был современный достаточно фильм "Ладога" (примечание портала: мини-сериал режиссера Александра Велединского), там замечательные актеры нынешнего времени: Алексей Серебряков, Ксения Раппопорт. Хороший очень фильм. И вот мы пытались все наши впечатления из фильмов и исторических фактов, документальных кадров – изложить в тексте. А потом родились первые строчки, вернее сначала был припев, то к чему я приложил руку. Я рассказал об этом Рите Пушкиной – примерно такая ритмическая, мелодии еще не было, фактура должна быть: триольная. Отчасти я указал, в очередной раз, на песни Высоцкого. И Владимир Семенович, может быть косвенно, приложил к этому руку, поскольку у него всегда в песнях военных присутствует драйв, нерв: "На братских могилах не ставят крестов", тоже такая же триольная песня. Просто сказал, что такая примерно ритмическая фактура будет. И Рита написала очень классный текст. Немножко нам пришлось его подрихтовать. Поскольку какие-то слова ритмически не влезали, в ту мелодию, которая у меня уже нарисовалась. Например, там были строчки: "Медный всадник и МРАМОРНЫЙ ангел с крестом", "мраморный" не влезал ритмически, поэтому сейчас "ангел с крестом". Вот так безболезненно отрезали. Песня была написана в рекордно короткий срок. Вот я ей сказал и через два дня получил готовый текст, мелодию мы доделали, аранжировку доделали – дело оставалось за малым – записать, свести. Но на это больше времени ушло, как ни странно, в этот раз. Поскольку мы работали с человеком, который этим занимается, он в то время сводил "Dream Theater". У него то было время, то не было, он как-то свел наш материал, нам не очень понравилось. Он сказал "по-другому не могу и не хочу, и вообще у меня времени нет". После этого вернулись к тому человеку, с которым сводили предыдущий наш сингл. И закончили работу вместе с ним. На самом деле я очень доволен тем, что клип вышел. У нас были дебаты делать его или не делать. Но, в конце концов, ребята приняли правильное решение, и я в последний момент согласился на это дело.

Сага: Клип получился достойным.

Валерий: Мне нравится. Может быть, какие-то претензии есть, у нас разные взгляды. Но самое главное, мне кажется, что он еще больше поднял планку этой песни. Иногда бывает, клип не очень гармоничен с песней самой, а вот этот получился гармоничным, плюс документальные съемки замечательно подобраны. Потом всё ритмически было так расставлено. Иногда я чувствовал, что у меня комок в горле появлялся. А это самое главное - значит, это вызывает эмоции.

Сага: Обложка сингла – это памятник Петру I. Для тебя этот памятник - это олицетворение города?

Cингл Непокоренный гр.Кипелов

Обложка сингла "Непокоренный"
Валерий: У нас по припеву "Герой-Ленинград" - имелось в виду, что войны и жители Ленинграда отстояли свой город. И Ленинград, и город Петра - это все вместе. Петр I является основателем города, и отсюда этот памятник на обложке, так как не хотелось, чтобы изображение было нейтральным и ничего не отражало. По тексту: "Медный всадник к победе летит неподвластной забвению птицей", понятно, что об этом памятники речь и шла. Поэтому памятник у нас впереди, основное действующее лицо.
Мне всё понравилось. Это редкий случай. Хотя, может быть, можно было сделать лучше. Можно было над чем-то еще поработать. Но, по крайней мере, у меня нет неприятия. Хотя бывают такие вещи, когда проходит какое-то время: думаешь, можно было сделать совсем по-другому. Не хочется слушать какую-то песню, которая уже была записана. Здесь такого, Слава Богу, не случилось.

Сага: Не все смогли однозначно принять песню и клип. От чего такая реакция публики?

Валерий: Мне сложно говорить о реакции: не сижу на сайтах, я вообще с компьютером на "вы". При необходимости научился нажимать кнопки, причем не на компьютере, а на телевизоре. У меня телевизор Smart, могу залезть иногда на YouTube, в основном занимаюсь тем, что смотрю наши концерты. Когда концерт проходит, через какое-то время люди выкладывают, мне интересно, что на концерте было: как я спел, как сыграли, какой был свет. Считаю, что мы, музыканты группы "Кипелов", самые главные себе судьи. Мы знаем больше о том, что мы сделали, что получилось, что не получилось. Иногда мне интересна какая-то объективная критика. Многие уже считают, что это похоже на какую-то другую песню. Они забывают о том, что это триольный размер, он может быть похож отчасти и на "Жить вопреки", может быть похож на "Смутное время", но это ритмическая фактура, а гармония, мелодия другая, настроение тоже другое. А то, что кто-то не принял. Рита Пушкина мне больше рассказывает: кто что написал, кто чего сказал: по поводу Миши Козырева, по поводу его высказывания: что все мы милитаристы, что мы написали гимн родине Путина. Нужно знать, о чем песня, прежде чем критику наводить.
Все наши паникеры, все наши либеральные демократы, которые все время ноют и считают, что нас должна интересовать колбаса, а не что-то другое. Даже такие высказывания я слышал: "Чего мы гордимся победой в Великой Отечественной, нам, что гордиться больше нечем?"
Кто-то заявляет, что: "Это позор участвовать в такой бойне".
Считаю, что эти высказывания - настоящий бред. Это, я считаю, глумление. Моя позиция такая: можно с кем-то дебатировать, в мягкой форме, но я не принимаю такого взгляда, как у этих людей.

Сага: У меня дедушка был младшим офицером в войну. Но он никогда не любил говорить о войне. Человек, прошедший войну, он гордился этим, но говорить на тему войны не любил.

Валерий: Понимаю, что война – это дело непростое. У человека, побывавшего на войне, есть своя правда.
Надо смотреть в корень всегда.
"Вот нет бы, что бы сдали Ленинград. Ну, как Франция". Нам сейчас начинают забивать мозги так. Если бы все подняли лапки в гору как Франция, и что было бы? И нас бы не было – это точно абсолютно! Мне хотелось жестко ответить, очень жестко сказать этим людям. Я считаю, что это предательство. Такие рассуждения - это настоящее ПРЕ-ДА-ТЕ-ЛЬ-СТВО памяти свои предков! Надо гордиться ими! И я считаю, что есть чем гордиться. Мы победили одну из самых страшных бед – фашизм. Если бы не наши предки, которые сложили свои головы, не мои деды и другие, те же жители Ленинграда и все остальные, кто участвовал в войне и работал, кто делал танки, много кто, я считаю, что если бы не они - не о чем сейчас было бы говорить.
Считаю, что все эти рассуждения, это в головах разруха, и исподволь в голову вбиваются другим эти мысли крамольные. Я считаю, что это крамольные мысли. И рассуждать на эту тему – это подлость. Людей, которые так говорят, не считаю гражданами России по-настоящему. Если им так всё не нравится, что они тогда здесь делают? Пускай валят туда - зарубеж.

Сага: М. Козырев уже был там.

Валерий: Тем более.

Сага: Про город Петра и его основателя. В свое время ты много читал о Петре I. Не хотелось бы воплотить это в какой-то текст, идею песни? Какое твое собственное отношение к нему?

Петр I

Петр I, портрет работы
Ивана Никитича Никитина.
Валерий: Мы отчасти хотели в свое время это сделать. Была песня "Пророк", и мне очень хотелось сделать песню о Петре, но не получилось тогда. Есть памятник: Петр I, сидит он не на троне, а на большом высоком кресле, уже без парика.

Сага: Это который, скульптура Михаила Шемякина, который стоит в Петропавловской крепости?

Валерий: Он смотрит как раз на Александро-Невскую Лавру, где похоронены все Романовы.
Вот почему "Стынет лед на губах", изначально хотелось этот образ воплотить.
Ну, на самом деле много о Петре I сказано: как положительного, так и отрицательного. Это как с любым великим человеком. Cчитаю Петра Великим. Великий реформатор, а в сторону всех реформаторов много летит стрел. Понятно, что реформы проходят болезненно, что не всем всё нравится, чуть ли не Антихристом его называли. Да, наверное, человек был не без греха. Понятно, что ломал устои старые. Персонаж достаточно спорный. Кто-то считает, что не в ту сторону мы повернули, что не надо было рубить окно в Европу, что не надо было менять устои. Много чего было. Даже то, что он потом алфавит изменил. Это тоже плохо, мы много что потеряли. И в чем-то я соглашаюсь, в чем-то не соглашаюсь, у меня свой взгляд на Петра. Очень противоречивая фигура, так же и все фигуры наших императоров: и Николая, и Александра Первого, да и многих других.
Управлять нашим государством, огромным, очень непростая штука.

Сага: Что есть, то есть.

Валерий: Поэтому и сегодняшним власть предержащим сейчас очень и очень не просто.

Сага: Не хотела бы быть на их месте.

Валерий: Я бы тоже. *смеётся* На самом деле, это огромная страна, это не Финляндия, это не Швеция и даже не Германия. Это многоконфессиональная страна, со своей историей, с непростой судьбой. Белые и красные, да много чего было. И всё это попытаться держать и как-то объединять – это не просто.

Сага: Что-то получается, что-то нет.

Валерий: Это да. И так же и о Петре – это такая же непростая противоречивая фигура. Хоть раскол начался в церкви и до Петра, во времена Алексея, отца его, были и преследования страшные, много людей просто погибло. Да и сам город Петра, он строился непросто. В принципе строился на костях. Нам сейчас легко рассуждать, а может быть по-другому и нельзя было. Сейчас трудно сказать.

Сага: Это была граница, которую надо было защищать.

Валерий: Конечно, кончено.
И были поражения, жесткие поражения от шведов. Важен результат. Понятно, что у людей, живших в то время, у них другой взгляд, они могли быть и жертвами, люди, которые погибали ни за что. Изгонялись крестьяне. Всё это было непросто. Так всегда в нашей стране. Все события, все великие свершения происходят через кровь. А этого сейчас не хотелось бы на самом деле. В очередной раз наступать на эти грабли очень бы не хотелось. Но многие этого не понимают. Когда расшатывают лодку нашу многострадальную.

Сага: Будем надеяться, что народ будет у нас умнее. И уроки истории будут усвоены.

Валерий: Думаю, что да. Ну хватит наступать на грабли!
Но что касается войны Великой Отечественной и всего прочего – меня здесь никто не убедит! Я с ними никогда не примерюсь. Это однозначно. Хотя есть какие-то нюансы, по которым можно прийти к консенсусу.
Любой нормальный человек должен гордиться Победой.

Сага: Но, как и в любой войне, было много грязи и проблем.

Валерий: Это понятно: война на то и война. Это не какой-то парад, не шествие праздничное – это грязь, кровь, страдания.

Сага: Среди молодежи есть и точка зрения, что союзники вообще "ни причём". Мне кажется, что и их заслуги засчитывать тоже надо. А ты как считаешь?

Валерий: Надо объективно смотреть. То, что они подключились на последнем этапе в 1944 году Нормандии, да, наверное, определенную роль это сыграло. Ускорило процесс, может и жертвы уменьшились, по крайней мере, с нашей стороны. Да, они сыграли определенную роль. Но вопрос только в одном, где они были раньше? Понятно, что они сидели и смотрели, чем дело кончится. И на чьей стороне выступить. Я думаю, что если бы вдруг история немножко изменилась, то они могли бы примкнуть к совсем другой стороне.

Сага: Всё могло быть.

Валерий: Всё могло быть по-другому, но когда они поняли после Сталинграда, после Курской дуги, и потом после последующих операций, вот тут их отношение и изменилось. Они ребята прагматичные, неспроста всё это произошло. Поэтому отрицать не стоит, они тоже участвовали в войне: они тоже погибали, не в таких количествах как наши воины. И понятно, что основные силы были на Восточном фронте, не на Западном.
Но то, что основной вклад внес Советский Союз - тут даже и обсуждать нечего.

Сага: Немного удивила ситуация: общаюсь с человеком из Германии, он немец, он знает нашу историю лучше, чем многие соотечественники моего поколения и младше. Получается, что люди из другой страны знают намного лучше нашу историю, чем наши граждане. Сталкивался с таким?

Валерий: Вполне могу себе это представить. В этом нет ничего удивительного, я с этим сталкиваюсь регулярно. Дело в том, что и в моем близком окружении есть люди, которые не очень сведущи. И, порой, заявляют, что вообще Жуков руководил русскими войсками при Бородино. Чему тут удивляться? Это вопрос к нашему образованию.

Сага: А во Второй мировой был Барклай-де-Толли... *смеется* (примечание портала: Михаил Богданович Барклай-де-Толли (нем. Michael Andreas Barclay de Tolly) - полководец, военный министр Российской империи)

Валерий: Но потом вспомнили, что был такой сериал "Жуков". "Точно такой сериал же показывали! Он же во время Великой Отечественной войны был".
Помню, как-то смотрел сюжет: был вывешен портрет В.И.Ленина, спрашивали у старшеклассников и студентов. Три версии ответа: 1) Это бизнесмен. 2) Это великий политический деятель. 3) Какой-то известный актер. 99% пришло к выводу, что это бизнесмен.
О чем тут вообще говорить? Причем он не был какой-то юный, чтобы можно было не узнать. Обычный Ленин, потрет его с бородкой, как положено.
Поэтому я считаю, что есть о чём задуматься. Либо это на самом деле диверсия то, что у нас образование до такой деградации дошло. Не хочу говорить о физике, математике и о каких-то науках точных, но то, что люди не знают литературы и истории – это 100%.

Сага: Не 100%, есть еще историки и литераторы, им положено знать такие вещи.

Валерий: Ехали по улице, улица называлась "Героев Хасана". Я спрашиваю у некоторых товарищей из своего окружения - кто такой "Хасан"? Говорят: "Это "дед Хасан", Аслан Усоян, это же вор в законе!"
А это озеро Хасан в Монголии. "Халхин-Гол" и "Хасан" ничего не говорит людям. И что Жуков получил первые награды там. С этого начиналась история великого полководца Георгия Константиновича Жукова. А они вдруг вспомнили об Усояне,"дед Хасан", я чуть не грохнулся со своего места, на котором я сидел в автобусе. Это всё к тому же.
(примечание портала: летом 1938 года Япония вторглась на советскую территорию в районе озера Хасан на стыке границ СССР, Китая (Манчжоу-го) и Кореи с целью захвата стратегически важного района и создания непосредственной угрозы Владивостоку и Приморью в целом. Бои продолжались с 29 июня по 11 августа 1938 и закончились разгромом японской группировки. В мае 1939, также под предлогом "нерешенного территориального спора" между Монголией и Маньчжурией, японские войска вторглись на монгольскую территорию в районе реки Халхин-Гол (Номонган). Целью нападения Японии на этот раз была попытка установить военный контроль над регионом, граничащим с Забайкальем, что представляло бы непосредственную угрозу Транссибирской железнодорожной магистрали - главной транспортной артерии, соединяющей европейскую и дальневосточную часть страны, которая в этом районе идет почти параллельно северной границе Монголии и в непосредственной близости от нее. В соответствии с заключенным в 1936 году между СССР и МНР Соглашении о взаимопомощи, в отражении японской агрессии вместе с монгольскими принимали участие и советские войска.
Военные действия в районе Халхин-Гола продолжались с мая по сентябрь 1939 года и по своему масштабу значительно превосходили события у Хасана. Они также закончились поражением Японии)
Поэтому когда начинают рассуждать о том, что "не проще ли было сдать", мне становится печально, больно за этих людей и за их уровень знаний.

Сага: "Дождь" - своеобразная радиостанция и своеобразные люди там работают.

Валерий: Поэтому не удивительно.
Дискутировали с Майком Терраной (примечание портала: Mike Terrana — американский барабанщик) насчет истории и вклада во Вторую Мировую. Американцы же уверены, что они выиграли в основном Вторую Мировую войну.
Я говорю: "Майк, ты же разумный человек, посмотри, какие жертвы понес советский народ, и сколько погибло американцев. Хотя бы так. Сколько воевало на Восточном фронте, сколько было дивизий на Западном. Просто будь более или менее объективным." Майк-то понимает, но многим это бесполезно объяснять.
А говорят, что нет никакой пропаганды в Америке. Ерунда это всё полная. Там такая пропаганда, что в Советском Союзе не снилась.

Сага: В любом государстве пропаганда, так или иначе, присутствует.

Валерий: Она, конечно, присутствует, но она бывает или явной или... Поэтому я с сегодняшними либералами нашими отечественными, я с ними в конфронтации. И глубоко не согласен с тем, что главное колбаса, что главное брюхо набить. Что слишком много мы внимания уделяем внешней политике. Что не о том мы думаем, что нечем нам гордиться. Гордиться надо теперешними свершениями. Они - есть, может их не так часто афишируют. Россия на высоком уровне провела Олимпиаду, которую многие хаяли. Даже не хочу об этом говорить.
Считаю, что это не здорово, когда начинают пинать свою Родину. Говорить какие-то хвалебные оды не призываю. Но находится в вечной оппозиции и быть вечно несогласным, что бы ни происходило в своей стране, всё красить черной краской – я против этого.

Сага: От дел современных хотелось бы перейти к истории: о вашем первом сингле. Песня "Вавилон" – это песня-аллегория или есть и элемент исторической зарисовки?

Валерий: Да, конечно. Это песня–аллегория. И таких песен у нас много. Много песен, у которых существует подтекст определенный.

Сага: В "Вавилоне" подтекст библейский или современный?

Валерий: На мой взгляд: что у нас появился новый Вавилон. Не буду говорить конкретно. Всё, что произошло в Штатах: башни-близнецы. Когда мы с Ритой работали, я именно это хотел выразить. Своё отношение к "Новому Вавилону".

Сага: Многие понимают по-своему, по-разному. Меня как художника и немного историка унесло в восприятии совсем в другие дебри, увиделась историческая часть.

Валерий: Отчасти Рите хотелось и это. Понятно, что, говоря о Вавилоне, я подразумевал "Вавилон сегодняшних дней". Это для меня. Какие-то нюансы Рита хотела рассказать о богине Иштар (примечание портала: в аккадской мифологии — богиня плодородия и плотской любви, войны и распрей), об Александре (примечание портала: Александр Македонский) и много еще о чём интересном. Но я хочу, чтобы текст был предметным, чтобы он был созвучен нашему времени, современному человеку. Поэтому есть такая тонкая грань не свалиться совсем в исторический экскурс и всё-таки "родить какую-то современность".

Сага: Твоё отношение к тому, что порой люди по-другому воспринимают текст? У всех свое восприятие.

Валерий: Ничего страшного. Например, с песней "Я свободен", если бы знали, как она писалась - там столько нюансов... Поэтому у каждого своя версия, каждый видит чего-то свое. Это не плохо - это замечательно. Не всегда можно выразить всё словами, определенный эмоциональный фон, который стоит за этим текстом. Порой не всегда выражаешь словами то, что на самом деле на душе, то, что имеешь в виду. Так часто бывает. Песня "Я Свободен" - одна из таких ярких страниц. Или такая песня как "Дыхание тьмы": в ней отражен определенный период становления группы. За основу был взят полёт: полёт пилота, который летит и получает со всех сторон, и не понимает, кто тут прав, кто виноват, кто свой, кто чужой. Истину знаю я и Рита Пушкина. Порой даже Рита не всегда знает, что я имею в виду.
С "Жить вопреки" такая же история: Рите хотелось ближе к Гамлету написать. Такой Гамлет современный, наших дней. Мне хотелось сделать более предметный образ. Иногда я отражаю какие-то свои внутренние переживания, внутренние состояния. Поэтому иногда мы с ней приходим к консенсусу, иногда нет.
В "Гламурной птице", ей очень не нравилось название: странное сочетание. Но я говорил: "Рита, птицу всегда узнают по полету". Эту пословицу и приводил ей в пример. Птица почему "гламурная"? Там много чего было собрано: иконы стиля, выражения, которые они любят использовать. Мне по тексту она очень нравится. Мне много чего хотелось рассказать. Не хотелось, как, например, у Шевчука, "попса – розовая пасть гламурного пса". Не люблю совсем скатываться в жесткую критику. Мне хочется, чтобы была поэзия, красивая и глубокая. И то, что каждый видит своё – ничего страшного нет. Потому, что у каждого песня вызывает разные эмоции.

Сага: Свои ассоциации, свои эмоции, своё видение.

Валерий: Своё видение. И таких песен было много. Порой настолько удивляюсь, что получается диаметрально противоположно тому смыслу, который ты закладывал. И порой, интересно было узнать, что на самом деле песня у людей вызывает совсем другие эмоции.

Сага: Насчет смысла песни "Я здесь" много вопросов возникало. Расскажи поподробнее.

Валерий: Это больше тема Риты, мы иногда с ней определяемся. Это была ее история. Я посмотрел замечательный фильм, он назывался "Бесконечная гладь одиночества". ( "Бесконечная гладь одиночества" - информации о фильме не найдено. По словам Маргариты Пушкиной, это фильм "Послание в бутылке" c Кевином Костнером) У Риты был свой взгляд, она рассказывала мне, как она жила в Прибалтике, как выходила на пустынный берег. Не знаю, что она в это время переживала, были, наверное, внутренние свои переживания. И мы сошлись на этой теме: бесконечность, одиночество. И получился очень красивый образ "холодного огня". "Я здесь" – одна из любимых моих песен. Удачная, на мой взгляд. Может в ней кому-то тоже что-то не понятно, а мне предельно понятно каждое выражение этой песни. Основанием для этого был фильм. Я об этом редко говорил.

Сага: Получается, что вдохновение черпается из жизни, фильмов, литературы?

Валерий: Иногда к написанию подвигает, если глубже копнуть: смотрю часто фильмы, черпаю темы, выражение, адаптирую их. Посмотрел Шекспира "Короля Лир", вот такая замечательная строчка, когда король на берегу говорит: "Прошли насквозь друг друга не узнав" - это прям строчки из Шекспира. Как там было у Шекспира в оригинале не знаю, но перевод был такой приблизительно. И такие интересные вещи бывают.
У меня часто фильмы бывают основанием: как с "Непокоренным". Определенные фильмы повлияли на меня и жизненные ситуации. Я не пишу совсем отстраненных песен.

Сага: Ты все пропускаешь через себя, поэтому это и получается естественным.

Валерий: Как можно донести текст, если ты сам не понимаешь, о чем ты поёшь? Поэтому у нас с Ритой так: она свои какие-то темы предлагает: с чем-то соглашаюсь, что-то нет. Порой возникает недопонимание, даже конфликт, который пытаемся решать.

Сага: Наверное, это потому, что вы разные люди и по характеру, по темпераменту, по видению.

Валерий: У Риты присутствует эта тема, она в свое время разделяла взгляды хиппи. Они хиповали. Я все-таки другого поколения, родился попозже и мне совсем не близки эти хипянские образы и настроения. Поэтому Риту вдохновляет несколько другое.
За текст "Непокоренного" я ей глубоко благодарен! Всё что я хотел, там всё отражено. На второй, третий день получить такой текст – это счастье на самом деле. Всегда бы было так! Было бы замечательно! Она говорит, это только потому, что я нарисовал картинку, что я видел предельно ясно, поэтому нет недосказанности, когда всё понятно о чем надо писать, то и быстро происходит процесс. А когда я начинаю витиевато объяснять, не всегда ей понятно "куда, зачем и почему".

Сага: Еще одна вещь, пока не вышедшая - "Косово поле". Расскажи о ней.

Валерий: Непростая песня. Непростая у нее и судьба пока складывается. Рита написала текст. Это тоже одна из немногих песен, как "Сальери" и "Непокоренный", была написана фактически на текст. Славик Молчанов написал песню "Сальери". Про "Сальери" могу больше сказать, поскольку изначально этот текст писался на другую совсем песню, "На крутом берегу". Поэтому они ритмически очень похожи. Многие не видят параллели, но я-то знаю истину. Но тогда как-то не был доработан текст о Сальери, тогда меня больше волновала текст и тема, тот текст, который был написан на песню "На Крутом Берегу". Слова попытались написать на "Сальери", получилась хорошая песня, текст мы потом доработали до конца.
Что касается "Косова поля" - Рита мне показала стихи. Мне очень понравилось. Мне эти стихи созвучны, и это попало на пик моего увлечения казачьими песнями, Е. Смоляниновой, тут много чего совпало. И она показала (не помню уже, кто написал) на эти стихи музыку. Скажу, что музыка мне не понравилась, не совсем она отражает настроение этой песни. Я сказал, что давай я попробую сам это сделать. Ну и получилось то, что получилось. Она сказала, что ей это нравится. И мы, помню, ее спели один раз, и была мысль выпустить макси-сингл, в который бы вошел не только "Непокоренный", но и "Косово поле" и что-нибудь еще. У нас давно висит баллада одна, к которой мы никак не закончим текст. Но как-то мы не сподобились сделать такой макси-сингл. "Косово поле" мы отложили: может, не все окончательно были согласны с аранжировкой. Может, будет более жесткий вариант, нежели мы ее исполнили на концерте. Поэтому мы пока решили ее отложить, что бы она совсем дозрела. А песня мне очень нравится. Проникновенная. Хотя некоторые связывают это с событиями на Украине.

Сага: Каким образом?

Валерий: Не знаю почему, но многие посчитали, что это некий такой намек.

Сага: Намек на что? Сюжетная линия о совсем другой географической точке.

Валерий: Почему-то они так решили. Хотя песня появилась раньше. Может по духу. В состоянии. Может и есть какая-то параллель.
Рита писала о "Косовом поле черных дроздов" (примечание портала: Косово поле (Kosovo Polje, серб. в переводе "поле чёрных дроздов") - географический регион на Балканском полуострове и название местности, где в 1389 году произошло сражение между сербами и турками), очень нравилась ей эта легенда: когда души погибших воинов на Косовом поле превращались в черных дроздов. (примечание портала: по легенде, дрозды – это души павших на Косовом поле сербских воинов, а вожак всех птичьих стай – это душа святого царя Лазаря, проигравшего битву турецкой армии, но сумевшего убить султана Османской империи) И сама песня сильно заинтересовала, проникновенная она. И когда мы только начинали играть, ставили эту песню послушать другим: своим близким и знакомым. Все говорили, что это достойная песня получилась, что вызывает она эмоции. А в песне главное, чтобы она не оставляла равнодушным человека. Это одна из немногих песен, которая была написана на текст. Могу сказать больше, там был небольшой речитатив, которому мы пока не нашли место. Это был такой "плачь Ярославны", грубо говоря. Песня она как бы мужская, но был такой небольшой фрагмент: девушка, она свою версию событий излагает, и были ее причитания. Хотелось это попробовать, но я посчитал, что, наверное, придется от этого отказаться. Поскольку форма песенная там нарушалась, она получалась более глобальная, как мини-опера, поэтому пока мы решили от этого отказаться. Не очень хотелось укрупнять формат.



Часть вторая - Интервью с Валерием Кипеловым

Фото: Ольга Alexandros Дорофеева



(c) Сага о Металле